«Актуальные практики трудоустройства выпускников с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

фото 1


15 декабря 2021 года в Омской области при поддержке Российского университета транспорта Министерством труда и социального развития Омской области совместно с Омским государственным университетом путей и сообщения проведена конференция "Актуальные вопросы трудоустройства выпускников с инвалидностью, обучающихся в системе ВПО". 
Конференция (вебинар) проведена с целью масштабирования региональной модели трудоустройства людей с инвалидностью для системы высшего профессионального образования и формирования на региональном уровне межведомственных связей и коммуникаций с органами службы занятости населения.
Открыла мероприятие Карапетянц Ирина Владимировна, директор института международных транспортных коммуникаций Российского университета транспорта (МИИТ), отметив актуальность выбранной тематики и сетевой формат ее изучения и вузами РУНЦ и Центрами карьеры органами власти
«Ключевой темой для программы «Доступная среда до 2025 года является работа со студентами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями. В настоящее время в учреждениях среднего профессионального образования отрасли обучается более 30 тысяч студентов данной категории, а в учреждения высшего образования более 28 тысяч человек и важна адаптация модулей образовательных программ, в которых будут включены разделы трудоустройства и адаптации на рабочих местах.
Крепнет система взаимоотношений Центров занятости, образовательных организаций и общественных организаций и работодателей в обьединении совместных усилий для решения таких вопросов».
С приветственным словом к присутствующим обратились:
- Балагин Олег Владимирович, проректор по цифровой трансформации и связи с производством Омского государственного университета путей сообщения:
«Для транспортных вузов развитие инклюзивного образования одна из приоритетных задач, за последнее время проделана большая работа по привлечению студентов с ограниченными возможностями на обучение по программам высшего и среднего образования. Мы знаем, что через несколько лет эти студенты должны вступить в профессиональную жизнь, поэтому крайне важно сейчас проработать вопросы профессиональной адаптации их на предприятиях. Объективно существует потребность в поиске оптимальных механизмов и инструментов по трудоустройству выпускников с инвалидностью».
- Варнавская Ирина Павловна, заместитель Министра труда и социального развития Омской области:
"Когда речь заходит о трудоустройстве выпускников с инвалидностью, первое что приходит в голову – сопровождение, сначала в процессе обучения затем на всех этапах поиска работы.
С проблемой трудоустройства молодых дипломированных специалистов сталкиваются и работодатели, так как возникают разногласия между тем, что хотят одни и что нужно другим.
Сейчас происходит трансформация центров занятости в кадровые центры "Работа России". Осуществляется переход к единому стандарту предоставления услуг соискателям и работодателям. Использование современных подходов и технологических инноваций позволит качественно работать с жителями региона и эффективно помогать нашей молодежи в построении карьеры".
Направлениями работы конференции выбраны:
1) социальное партнерство в трудоустройстве лиц с инвалидностью: образовательная организация, служба занятости, бизнес, общественность;
2) средства профессионального самоопределения и карьерного развития выпускников с инвалидностью: профессиональные пробы, стажировка, самозанятость, социальный контракт.
В ходе работы конференции были рассмотрены следующие аспекты  трудоустройства выпускников с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
экосистема сервисов по обеспечению занятости инвалидов в Омской области;
опыт межведомственного взаимодействия и механизмы сопровождения трудоустройства студентов с инвалидностью;
 профессиональные пробы как средство профессионального самоопределения молодежи;
новые возможности для людей с инвалидностью - самозанятость и соцконтракт;
организация рабочих мест и трудоустройство людей с инвалидностью на основе договора;
профессиональное и карьерное развитие людей с инвалидностью на примере проекта «Шаг в профессию»;
механизмы получения дополнительного профессионального образования и стажировок для инвалидов.
"Трудоустройство и занятость молодежи – вопрос, который актуален для всех. Их решением должно стать тесное межсекторное и межведомственное сотрудничество, партнёрство между всеми участниками рынка труда.
При трансформации принципов работы службы занятости региона, от простого предоставления услуг до решения жизненных ситуаций людей, в фокусе внимания  выпускники, в том числе выпускники с инвалидностью" отметила начальник отдела содействия занятости инвалидов департамента занятости населения МТСР, Татьяна Коршикова.
Об опыте совместной работы учреждений среднего профессионального образования со студентами и их родителями рассказала начальник отдела начальник отдела по работе с инвалидами Центра занятости населения города Омска Бердюгина Елена Евгеньевна. На примере творческой мастер ской были показаны мероприятия, направленные на взаимодействие всех категорий заинтересованных в трудоустройстве студентов инвалидов лиц: родителей, педагогов, будущих работодателей.
Всероссийский Общественный фонд «Действуй», представитель которого Дрожина Дана, координатор программы профессионального наставничества для молодежи с инвалидностью "Шаг в профессию" и региональный куратор проекта шаг в профессию БФ "Действуй"; Новоселов Глеб Валерьевич, представили проекты студентов с инвалидностью, которые принимали в конкурсах и грантах участие и стали их призерами по направлению Юриспруденция.
Много обсуждений и вопросов вызвал доклад "Самозанятость и социальный контракт. Новые возможности для людей с инвалидностью и ОВЗ" спикера Живаева Ирины Константиновны, координатора социальных проектов Ремесленной Палаты Омской области; которая рассказала о возможностях участия данной категории лиц в различных проектах. в том числе в статусе самозанятых.
Кайль Олеся Александровна, руководитель департамента занятости населения Министерства труда и социального развития Омской области подчеркнула, что в Омской области такой статус получили более 39 тыс. граждан, многие из которых оформили и социальные контракты.
Артемьева Ольга Валентиновна, начальник отдела профобучения и профориентации департамента занятости населения Министерства труда и социального развития Омской области, рассказала о стажировке- как одной из форм трудоустройства инвалидов после завершения обучения на предприятиях омской области. с оплатой заработной платы из бюджетных средств работодателю в течении трех месяцев. Пока проходит стажировка как работодатель, так и сам инвалид, смогут узнать друг друга, пройти так называемый испытательный срок и определиться с итоговым трудоустройство.
Еще одним уникальным опытом работы с инвалидами поделился
Кочишвили Арсен Гурамович, заместитель генерального директора Производственного объединения "Омбытпошив", председатель Совета по профессиональной реабилитации при  Правлении Омской региональной организации Всероссийского общества слепых. Ежегодно работодатели предприятий различных форм собственности передают квоты для работы инвалидов этому предприятию и оно с учетом их индивидуальной карты и состояния здоровья предоставляет работу по производству матрасов, пошиву постельного белья. Кроме того, предприятие имеет свой спортивный зал, тренажеры для занятий физкультурой, массажный кабинет и предоставляет все эти услуги бесплатно для данной категории лиц.
Вебинар собрал более сорока участников, в том числе 30 – в онлайн формате. Было заслушано 7 докладов, которые подготовили 9 спикеров.
География мероприятия, проводимого с использованием дистанционных технологий, охватила города Восточной и Европейской части страны – Москва, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Екатеринбург, Иркутск,  Волгоград, Омск, Орел, Курск, Тайга и др.
Представленный на конференции продуктивный региональный опыт, показывает возможности и потенциал субъектов РФ, в решении вопроса повышения занятости населения из числа инвалидов с помощью следующих эффективных мер:
установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, реабилитации инвалидов;
создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
организация обучения инвалидов новым профессиям;
межведомственное взаимодействие.
Вместе с тем, участники конференции (вебинара) отмечает, что:
механизмы взаимодействия между органами службы занятости населения и образовательными организациями развиваются в регионе неравномерно – наиболее эффективные практики сотрудничества реализуются в среде среднего профессионального образования (СПО), в то время, как высшие учебные заведения, находящиеся в юрисдикции федеральных органов исполнительной власти частично участвуют в региональных программах по созданию условий для повышения уровня занятости инвалидов;
для транспортных вузов развитие программ постдипломного сопровождения  является одной из приоритетных задач, так как в последние годы поступательно увеличивается набор абитуриентов из числа инвалидов в университеты и структурные подразделения среднего профессионального образования, подведомственных Федеральному агентству железнодорожного транспорта;
эффективное решение вопроса занятости выпускников с инвалидностью предполагает не только дальнейшую проработку правового взаимодействия участников образовательного процесса, но активизацию коммуникаций с работодателями, в том числе бизнес-сообществом.
 
Участники и спикеры конференции (вебинара) рекомендуют:
1. Для эффективного взаимодействия между университетскими комплексами транспортной отрасли, в том числе реализующих программы среднего профессионального образования, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо формирование на региональном уровне прочных межведомственных связей и коммуникаций, закреплённых в конкретных программах с органами службы занятости населения, что позволит ведомственным университетам в полной мере использовать ресурсный потенциал структурных подразделений и служб, ответственных за вопросы занятости и труда. 
2.  Рекомендовать при составлении программ постдипломного сопровождения выпускников университетских комплексов транспортной отрасли с ОВЗ и инвалидностью использовать опыт и технологии работы с инвалидами региональных служб занятости населения, масштабируя продуктивную практику последних из других сфер социально-трудовых отношений.
3. Включить в профориентационная работу с абитуриентами и обучающимися из числа инвалидов инструменты профессионально-личностной диагностики, нацеленной на  выявление профессиональных склонностей и интересов, а также отслеживать их динамику по мере продвижения обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту.
4. Активизировать продвижение в студенческой среде университетских комплексов альтернативных форм трудоустройства для выпускников с инвалидностью – самозанятости, в том числе обеспечить информирование об  алгоритмах оформления статуса  самозанятого.
5. Рассмотреть возможность внедрения в работу структурных подразделений университетских комплексов, ответственных за карьерное развитие обучающихся, практику организации стажировок для выпускников на первоначальном этапе трудовой социализации, с целью эффективного поиска для последних оптимальных трудовых маршрутов. 
6. С учетом накопленного опыта в Омской области по содействию в трудоустройстве инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, рекомендовать образовательным организациям активнее участвовать в мероприятиях региональных служб занятости, большинство из которых нацелено на долгосрочное и поэтапное взаимодействие со студентами, что позволяет в результате к концу освоения образовательной программы  получать профессиональную карту выпускника.
7. При планировании и реализации программ по профориентации обучающихся с инвалидностью предусмотреть комплекс карьерных и психолого-педагогических мероприятий, адресованных для родителей или опекунов инвалидов и лиц с ОВЗ.
8. Продолжить изучение опыта российских общественных организаций, занимающихся вопросами стажировок, наставничества, карьерного сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ с целью подготовки обучающихся, в том числе по образовательным программам транспортной направленности, к участию в них.
9. Рассмотреть возможность создания на базе университетских комплексов команд наставников,  в том числе по компетенциям транспортной тематики, для последующего участия в программах профессиональной адаптации реализуемых в России  общественными организациями и региональными службами занятости.
10. С учетом цифровой трансформации университетских комплексов транспортной отрасли, рассмотреть конкретные варианты и решения по интеллектуальному  внедрению в экосистемы образовательных организаций инструментов и диджитал сервисов по обеспечению занятости инвалидов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, адаптированных для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
 
фото 4-

фото 3